Спектакль о самом обыкновенном израильтянине
или
Как переписать историю?
Продолжительность спектакля: 1,5 часа
Спектакль пройдет в городах:
Тель-Авив и Иерусалим
Билеты начиная с 60 шекелей
На прошлой неделе в «Ангаре» театра «Гешер» состоялась премьера спектакля «Пять кило сахара» по пьесе молодого драматурга Гура Корена, исполнившего главную роль в этом псевдо-документальном действе.
Центральный сюжетный ход пьесы может показаться неподготовленному зрителю (каковым была и я) слегка скучноватым. Покойный дедушка главного героя является ему с того света, то и дело вселяясь в случайных встречных, и требует, чтобы тот переписал историю о войне — заставил автора некой книги воспоминаний упомянуть его, дедушкин, поступок во время Второй мировой.
Главный герой – самый обыкновенный израильтянин. Немного неуверенный в себе, слегка докучливый, не всегда удачливый в любви, пока не слишком преуспевший в профессиональном плане, капельку чудаковатый, ужасно сосредоточенный на себе – словом, в чем-то очень похожий на каждого из нас.
На этом фундаменте – ничем не примечательном главном герое и тоскливом, на первый взгляд, сюжете – Гуру Корену и еще четырем молодым актерам под руководством Евгения Арье удалось сконструировать живой, трогательный и остроумный спектакль. Перед зрителем проносится череда до боли знакомых образов – гиперактивная начальница, избалованная тель-авивская фифочка, таксист-всезнайка, безработный актер, ставший удачливым продавцом телефонных гарнитур, видавшая виды официантка… Все эти люди поочередно преображаются в старика-ашкеназа, который знает о жизни все (хотя бы потому, что он уже умер). Впрочем, поскольку с самовольными отлучками в мире ином, видимо, строго, дедушка вынужден часто покидать свои временные пристанища. Актерам приходится менять образы с головокружительной скоростью. В сущности, умение «вселять» в свое тело чужой дух – и есть определение актерского мастерства. Если закрыть глаза на мелкие помарки, можно сказать, что стремительные перевоплощения (изменение речи, пластики, голоса, характера) актерский состав выполняет виртуозно.
Контрапунктом этой смене личин на грани шизофрении служит методичная и местами очень смешная рефлексия героя, с постоянным обращением к зрителям и почти полным уничтожением «четвертой стены». Все это вместе, в сочетании с небрежно разбросанными по спектаклю соленостями и изредка проступающим сквозь улыбку лиризмом, создает впечатление целостности и свежести.
Со спектакля выходишь со спокойной душой – радостно, что рядового выпускника «Бейт-Цви» Гура Корена (именно так позиционирует себя главный герой и в это почему-то очень верится) приняли в одном из самых признанных театров страны. Приятно, что главный режиссер «Гешера» не гнушается фринджа — экспериментального малобюджетного театра. Наконец, здорово, что связь между избежавшим Освенцима и Гулага дедушкой и его мягкотелым и мечтательным внуком не удается разорвать даже смерти.