Оживший гобелен балетной классики - Балет Жизель
Балет «Жизель» остается одним из самых популярных романтических балетов всех времен. После первого же представления «Жизель» преобразовала балетный мир на «до» и «после» и заняла совершенно исключительное место в классическом репертуаре.
В основе балета старинная легенда о виллисах, записанная Генрихом Гейне. Виллисы, по немецкому поверью, души девушек, умерших от несчастной любви. Превратившись в призраков, они до смерти затанцовывают встречающихся им по ночам молодых людей, стремясь отомстить за свою погубленную жизнь.
Жизель — преодоление смерти любовью: от наивной влюбленности к мучительному и резкому впадению в безумие и далее к жесту прощения, посланному из другого мира. Девушка, полная жизни и излучающая радость, становится призрачной тенью в «нездешней» легкости и эфемерности. «Жизель» требует от исполнителей исключительного благородства и лиризма и остается до сих пор наилучшим проводником в мир классического балета.
Этот балет можно считать не только совместным произведением Адана, Петипа и Михаила Лавровского. Знаменитая балерина Большого Людмила Семеняка поехала в Екатеринбург, где поставила «Жизель» так, как она его видит. Она добилась от исполнителей естественности манер и жестов, которые выглядят не архаичной пантомимой, а понятными, вызывающими живой отклик зала эмоциональными проявлениями. Она же сама придумала новые костюмы этого балета. Здесь не будет традиционных условно-бытовых фартучков крестьянок — они все в воздушных романтических платьях изысканных осенних полутонов.
Получилось красивое концептуальное решение, напомнившее образы юных дев, о недолговечности красоты которых сетовали поэты позапрошлого века, сравнивая посетительниц балов с мотыльками, летящими на губительный для них огонь. И весь этот спектакль — поистине, как оживший старинный гобелен…
|