а. Связь между еврейским народом и Иерусалимом является одним из самых хорошо документированных фактов в мировой истории. В еврейских традиционных источниках слово “Иерусалим” упоминается более 600 раз, как минимум 140 раз в Новом Завете. Для сравнения, в Коране Иерусалим не упоминается ни разу.
Коран содержит ссылку на разрушение Первого и Второго Храмов (17:7), которые были расположены в Иерусалиме. В Коране также есть упоминание о Царе Давиде и его сыне Царе Соломоне, который построил Первый Храм в Иерусалиме (34:13). Но при этом в Коране, которому 1.400 лет, ни разу не употребляется слово Иерусалим. Это весьма немаловажный факт, если учесть, что название “Иерусалим” существовало за 2.000 лет до основания Ислама.
б. Иерусалим был основан Царем Давидом около 3.300 лет назад на месте города Иевуса, ранее принадлежавшего иевусеям. Царь Давид переименовал город и придал ему еврейский характер. Иерусалим стал как политической, так и духовной столицей еврейского народа, и на протяжении веков он продолжал оставаться духовным центром для евреев, как в добрые, так и в тяжелые времена.
в. За последние 3.300 лет Иерусалим никогда не был столицей никаких других народов, в том числе арабов и мусульман. Это само по себе уникальный факт, учитывая что город был покорен столькими народами.
2. Наблюдения знаменитых людей о связи еврейского народа с Иерусалимом
а. “Для мусульманина”, - пишет английский писатель Кристофер Сайкс, - “есть существенное различие между Иерусалимом, с одной стороны, и Меккой или Мединой, с другой. Последние считаются священными городами, содержащими священные места. Иерусалим не содержит никаких существенных мусульманских святынь, кроме Мечети Купол Скалы. (Мечеть Купол Скалы была построена на руинах Первого и Второго Храмов).
б. Бывший премьер-министр Великобритании Сэр Уинстон Черчилль в разговоре с Дипломатом Эвелин Шакбург (в 1955 году): “Следует отдать евреям Иерусалим,ведь именно они сделали его знаменитым.”
в. Сари Нуссейба, бывший представитель Палестинской Автономии в Иерусалиме:
“Я был бы слеп, если бы отрицал связь евреев с Иерусалимом.”
(Источник: Бард, Митчелл Дж. “Мифы и факты: Справочник по арабо-израильскому конфликту”. Американско-Израильское кооперативное предприятие. 2002)
3. Некоторые письменные упоминания еврейского присутствия в Иерусалиме, с 705 н.э. до 1967 н.э.
• 705 н.э. - “Со времен Калифа Абдель-Малика (умер в 705г.) евреи были в числе охранявших стены Мечети Купол Скалы. В качестве компенсации, они были избавлены от налога, который должны были платить все не-мусульмане. Евреи занимались очищением зоны Харама от мусора.”
(“История Иерусалима и Хеброна” Муджир аль-дин).
• 863 н.э. - “это предположительная дата переезда Ешивы Эрец Исраэль из Тиберии в Иерусалим, где она впоследствии стала религиозным центром для всего региона. Последним иерусалимским Гаоном (мудрецом) был Эвиатар Бен Элиягу Хакоэн (1112).”
Натан Шур, “История Иерусалима”.
• 1167 - “Двести из этих евреев проживают в одном уголке Города, под Башней Давида”.
Бенджамин из Тудела, в его знаменитых “Путешествиях”.
• 1395 - “Евреи в Святом городе живут в обособленных жилых районах”.
Путешественник Огиер д'Англюр в “Священном путешествии в Иерусалим” (Le Saint Voyage de Jerusalem).
• 1499 - “Среди многочисленных евреев Иерусалима я нашел несколько уроженцев Ломбардии, троих из Германии и двоих монахов, которые обратились в иудаизм.”
Арнольд фон Харфф, “Пилигримы” (Die Pilgerfarht 1)
• 1546/47 - “Много евреев проживает в Иерусалиме, и даже есть отдельная еврейская улица”.
Из “Хроник” Ульриха Префата из Словении.
• 1611 - “И в этой Стране они [евреи] живут как чужеземцы.. подвергаясь угнетению и лишениям, которые они переносят с немыслимым терпением, презираемы и избиваемы. И несмотря на это, я никогда не видел еврея со злым выражением лица.”
Из “Работ” Джорджа Сандиса, сына Архиепископа Йоркского.
• 1751 - “4.000 человек прибывают сюда ежегодно, и столько же евреев со всех концов света”.
Из “Поездок и путешествий в Леванте” шведского путешественника Фредерика Хассельквиста.
• 1860 - Построен первый Еврейский Квартал за пределами стен Иерусалима.
• 1889 - Тридцать тысяч из 40.000 населения Иерусалима - евреи... в настоящее время евреи прибывают сюда сотнями.”
“Питтсбургский диспетчер”, июль 1889г.
• 1925 - Основан Еврейский Университет на Горе Скопус, Иерусалим.
• 1967 - Арабы терпят поражение в очередной войне против Израиля - Шестидневной войне. Воссоединение Иерусалима. Освобождение Стены Плача и Храмовой Горы.
(Источник: Тал, Элиягу. “Чей Иерусалим”. Международный Форум за Единый Иерусалим. Тель Авив, 1994)
4. Уважение Израиля к святыням всех религий
За исключением периода с 1948 по 1967 гг., Иерусалим никогда не был физически разделен. В 1948 г. Иорданский Арабский Легион под командованием Глабб Паши (англичанин, настоящее имя его - Джон Багот) захватил район Иерусалима, который сейчас называют “восточной частью Иерусалима”. До 1967 гг. эта часть Иерусалима, в которую входит Старый Город, окруженный крепостной стеной, была под контролем Иордании. Все евреи были изгнаны, и, таким образом, Иордания превратила древний город Иерусалим в город, очищенный от евреев (judenrein). Следующие события произошли во время Иорданского правления:
• 58 синагог в древнем Еврейском Квартале - некоторым из них много веков - были осквернены и уничтожены. Некоторые из них иорданцы использовали в качестве конюшен и курятников.
• Иорданский Арабский Легион осквернил древнейшее (2.500 лет) еврейское кладбище на близлежащей Оливковой Горе. Через кладбище была проложена дорога от гостиницы Интерконтиненталь к шоссе. Иорданский Арабский Легион использовал надгробные камни с могил священных раввинов для строительства мостовых и уборных.
• Несмотря на условие, оговоренное в Мирном Договоре между Израилем и Иорданией, обеспечивающее евреям допуск к их священным местам, фактически иорданцы запретили евреям посещать Стену Плача в Старом Городе и древнее еврейское кладбище на Оливковой горе. Путь к Еврейскому Университету на Горе Скопус и госпиталю Хадасса был практически отрезан, и здания пришли в запустение.
• Несмотря на многочисленные факты ужасающего отношения Иордании к священным для еврейского народа местам, ООН не издала ни одной резолюции, осуждающей эти действия. Сравните это с огромным количеством резолюций против Израиля.
В противоположность этому, отношение Израиля к святыням, находящимся в Иерусалиме и окрестностях, является поистине образцовым. Бывший президент США Джимми Картер отметил, что “нет сомнения” в том, что Израиль гораздо лучше заботится об охране священных мест Иерусалима, чем Иордания.
5. Население Иерусалима
Немногие знают, что начиная примерно с 1840-го года евреи составляли основную часть населения Иерусалима.
(Источник: Бард, Митчелл Дж.: Мифы и факты: Справочник по арабо-израильскому конфликту. Американско-Израильское кооперативное предприятие. 2002)
6. Заключение
Когда евреи провозглашают Иерусалим своим Вечным Городом, они делают это с полным основанием. Никакой другой народ не имеет таких крепких и древних связей с Иерусалимом, как евреи. Иерусалим является единственным духовным центром иудаизма. Иерусалим в течение своей длительной истории был столицей только одного народа - еврейского. В течение последних 160 лет евреи составляли подавляющую часть населения Иерусалима. И что самое главное для международного сообщества, Израиль имеет бузупречную репутацию по сохранению священных мест всех религий, и в Иерусалиме ко всем святыням относятся с должным почтением. Иерусалим является законной столицей Израиля, и все честные и добропорядочные люди должны признать его как таковой.