Представьте, что вы вызвались добровольцем на участие в неком эксперименте, но когда вы приходите в лабораторию, выясняется, что исследователь хочет, чтобы вы убили невинного человека. Вы не соглашаетесь, но он настаивает: «Вы должны это сделать по условиям эксперимента». Вы бы согласились и убили бы человека?
Когда людей спрашивают, что бы они сделали в этой ситуации, почти все отвечают, что, конечно, они бы отказались совершать убийство. Но благодаря известному эксперименту на повиновение, который в начале 1960-х провел Стенли Милграм (Stanley Milgram) в Йельском университете, выяснилось, что это оптимистическое убеждение неверно. Если преподнести просьбу правильно, то почти все из нас подчинятся и станут убийцами.
Авторы песни: слова - Константин Арсенев; музыка - Григорий Лепс.
Создатели клипа: режиссёр - Александр Солоха; оператор - Владистав Опельянц.
Все права пренадлежат авторам
Карни Лэндис (Carney Landis)- студент последнего курса психологического отделения университета Миннесоты в 1924 г. задумал сделать эксперимент, чтобы выяснить вызывают ли одинаковые эмоции у разных людей одинаковую (схожую) мимику лица. Например, есть ли что-то общее в мимике, которой разные люди выражают отвращение или шок?
Практически все испытуемые были однокурсниками Карни. Приведя испытуемых в лабораторию и начертав на их лицах линии, чтобы движение мышц было заметнее, он подвергал их воздействию самых разных раздражителей, рассчитывая на сильную психологическую реакцию испытуемых, и фотографировал их лица. Карни Лэндис заставлял испытуемых опускать руку в ведро, заполненное склизкими лягушками, нюхать аммиак, смотреть порнографические фотографии. Но пиком всего эксперимента было то, что он приносил, лежащую на лотке, живую белую крысу и просил обезглавить ее.
Дорогие друзья, я очень рад сегодня находиться в Берлине! Как вы знаете, меня пригласил мой друг Рене Штадткевич. Хотя пригласить меня сюда стоило ему давления со стороны партий и Парламента. Личные убеждения Рене стоили ему членства в партии ХДС, но господин Штадткевич не изменил своим убеждениям, он создал свою новую политическую партию и я желаю ему всего самого наилучшего.
Как вы, наверное, уже знаете, последние несколько недель были очень насыщенными для меня. Нам удалось войти в правительство Нидерландов и это можно назвать историческим событием. Я очень горд, что наша партия смогла добиться таких результатов. Я надеюсь, что мы сможем восстановить нашу страну, сохранить нашу национальную идентичность и предложить нашим детям лучшее будущее.
Отдых за границей очень популярен среди израильтян. А что в путешествии главное? Главное – арендовать правильный автомобиль в правильной компании, чтобы и оформление документов, и условия сделки доставили удовольствие, как и сама поездка.
Боаз Яакоби, руководитель отдела выездного туризма крупнейшей израильской компании по аренде автомобилей Шломо SIXT, дает советы о том, как подготовиться к автопутешествию за границей, как выбрать компанию по аренде машин, на что обратить внимание при оформлении сделки.
По окончании 9 ава я оставил в синагоге молитвенник с плачем по Храму. Так я поступаю каждый год, пока у меня не осталось ни одного. Каждый год я прихожу в синагогу и ищу книгу молитв плача по Храму из тех, что синагога распределяет между молящимися. Иногда я заглядываю в книгу из-за спины другого молящегося, потому что пришел поздно, и книги закончились.
Могу ли я взять домой молитвенник с плачем по Храму? Ведь это бы означало, что все молитвы и вера в скорое восстановление Храма – не более, чем пустой звук. До следующего 9 Ава у нас есть целый год, чтобы построить Храм, однако мы предпочитаем перевести этот вопрос в область чистой религии. "Да будет построен Храм", а не "мы построим Храм". Это очень удобная позиция, предоставляющая возможность находиться в различных и, даже, взаимоисключающих мирах. В виртуальном мире религии молятся, постятся и плачут о воображаемом Храме, о чем-то вроде замка Хогвартс из "Гарри Поттера", который, если и возникнет, то на фундаменте из облаков и молний, прямо с неба, как написано в легендах. После этого выходят из синагоги – из религиозного мира – и оказываются в реальном мире, где действуют совершенно другие законы, где собирают книги молитв плача по Храму до следующего года, чтобы сэкономить несколько шекелей. Ведь ясно, что между религиозным и реальным миром нет никакой связи. Оплакивают, потому что этого требует религия, и сохраняют книги молитв плача по Храму на следующий год, потому, что этого требует действительность, в которой Храму нет места. Оплакивающие знают это и не собираются ничего менять.
Иерусалим - это центр мира, его духовная столица, священный город трех религий. Магнит для туристов и паломников. Средоточие исторических и культурных памятников – камни, камни, камни. Но нет святости в камнях, - святость может быть только в людях.
Вот что писал в свое время раби Мендл из Коцка: "Машиах сидит у врат Иерусалима и ждет, когда же люди будут готовы к избавлению. Закован он в кандалы и нуждается в совершенных людях, которые освободят его из оков. Довольно ему людей слепой веры. Довольно ему широких сердец. Сегодня он требует глубины сердца в людях истины".
1 марта в Москве прошел Открытый чемпионат Европы по парикмахерскому искусству, декоративной косметике, моделированию и дизайну ногтей.
В конкурсе приняли участие более 1000 мастеров, которые соревновались в 18 номинациях. Израиль на конкурсе визажистов представляли выпускники школы Профессионального макияжа Феликса Штейна – Игорь Семушин и Светлана Лисицкая.
Сам же Феликс Штейн был приглашен на Чемпионат в качестве судьи конкурса - впервые за всю историю этого крупнейшего ежегодного международного соревнования среди визажистов, парикмахеров и нейл-дизайнеров, в котором принимают участие представители 65 стран мира, в состав судейской комиссии вошел представитель Израиля.
Однако «миссия народной дипломатии» Феликса Штейна не ограничивалась одним лишь участием в Чемпионате. Параллельно с работой на конкурсе маэстро дал в Москве свой мастер-класс, на котором специалисты из разных стран, не только новички, но и именитые профессионалы, смогли впервые познакомиться с израильской школой макияжа.
По какой причине около шести тысяч человек собираются приехать на каббалистический конгресс, который состоится в Израиле 22-24 февраля 2010 года?
Эти люди собираются не на концерт или футбольный матч, чтобы весело развлечься, и не на курорт, чтобы приятно отдохнуть. Что же они хотят получить, на что они тратят свое свободное время, которого так мало у современного человека?
Конгресс называется «Открываем новую реальность». Но не ждите фантастического путешествия во времени или перехода в иные миры с фиолетовым небом и зелеными человечками. В той реальности, которую мы откроем для себя на конгрессе, небо останется синим, солнце желтым, а вода прозрачной. То, что изменится, – это наше отношение к другим людям. И этого будет достаточно, чтобы вся реальность стала иной.
Хитрость и коварство, мстительность и жестокость, насилие и убийства - всегда ли подобные вещи достойны осуждения?
Из телепередачи Гиля Копача с участием каббалиста М. Лайтмана
Г. Копач: Уважаемый д-р Лайтман, сегодня мы читаем главу "Ваишлах".
Для тех, кто не знает, коротко перескажу содержание предыдущих частей. Яаков работал у Лавана многие годы, и в течение этого времени заработал большое богатство. В конце концов, ему надоел обманщик Лаван, собрал он своих жен, детей и все свое имущество и решил вернуться домой - в землю Кнаан. Но на пути его поджидает "любимый" брат Эсав…
Яаков готовится к войне, но посылает брату дары, чтобы умиротворить Эсава.
М. Лайтман: Мы сейчас говорим о ступени в духовном развитии каждого человека, которая называется "Яаков" и на которой ему раскрывается страх.
Некоторые считают, что каббала - это бред, чья-то больная фантазия, иные думают, что это слишком сложно, недосягаемо для обычных людей, а многие даже боятся...
Из телепередачи Гиля Копача с участием каббалиста М. Лайтмана
Г. Копач: Здравствуйте, уважаемые зрители! Комментируя с каббалистом Тору в течение нескольких передач, я понял несколько важных вещей. Я всегда чувствовал, что в этой книге что-то скрыто, читал ее не раз, с комментариями и без, обсуждал с людьми, знающими ее почти на память, удивлялся, восхищался, возмущался… Но никогда не подозревал, что все, о чем она рассказывает, находится внутри меня. Мне и в голову не приходило, что книга говорит обо мне, что она не только нужна мне лично, но и... Не будем спешить с выводами. Давайте попробуем разобраться... Сегодня мы комментируем главу "Вайеце".
"/10/ И ВЫШЕЛ ЯАКОВ ИЗ БЕЭР-ШЕВЫ, И ПОШЕЛ В ХАРАН". В сущности, он убегает из родительского дома, опасаясь своего брата Эсава, который хочет его убить. Эта глава начинается с очень странного и непонятного эпизода: "/11/ И ПРИШЕЛ В ОДНО МЕСТО, И ПЕРЕНОЧЕВАЛ ТАМ, ИБО ЗАШЛО СОЛНЦЕ, И ВЗЯЛ ИЗ КАМНЕЙ ЭТОГО МЕСТА, И СДЕЛАЛ ИЗГОЛОВЬЕ СЕБЕ, И ЛЕГ НА ТОМ МЕСТЕ. /12/ И СНИЛОСЬ ЕМУ: ВОТ, ЛЕСТНИЦА СТОИТ НА ЗЕМЛЕ, А ВЕРХ ЕЕ ДОСТИГАЕТ НЕБА, И ВОТ, АНГЕЛЫ ВСЕСИЛЬНОГО ВОСХОДЯТ И СПУСКАЮТСЯ ПО НЕЙ". Это знаменитый "сон Якова". Что он означает?
Евреи - умный народ. С этим трудно спорить. Но что касается морали...
Из телепередачи Гиля Копача с участием каббалиста М. Лайтмана
Г. Копач: Здравствуйте, дорогие телезрители. Сегодня мы поговорим о недельной главе "Толдот". Она начинается так: "/19/ ВОТ РОДОСЛОВИЕ ИЦХАКА, СЫНА АВРААМА: АВРААМ РОДИЛ ИЦХАКА. (Глава 25)". Это единственная глава, посвященная Ицхаку. И что еще хотелось бы отметить... В этой главе наши праотцы неоднократно прибегают к обману.
М. Лайтман: Давайте вспомним то, о чем мы уже говорили в предыдущих передачах. Тора рассказывает не о людях, которых зовут Авраам, Ицхак, Яков или Ривка. Она вообще не говорит о нашем мире. Она говорит о духовном мире, о скрытых в недрах нашей души силах и свойствах, называемых Авраам, Ицхак, Яков или Ривка.
С такими людьми нужно общаться, его передачи надо самим смотреть. Приведу только несколько вопросов и ответов для общего впечатления.
Я хотела взять интервью у известного израильского кинорежиссёра и сценариста Семена Винокура. На его счету - одиннадцать игровых и более семидесяти документальных фильмов, он - призер 12-ти международных фестивалей и обладатель израильского "Оскара" за фильм "Друзья Яны". В данный момент он занимается преподавательской деятельностью и является руководителем 66-го, каббалистического телеканала.
Но интервью не получилось, - вернее, не получилось то, что я задумала. Мы встретились, начали говорить, и через две минуты я забыла все мои тщательно продуманные, "умные" вопросы. Я просто оказалась в совершенно другом мире и получила такой мощный заряд положительной энергии, что, если хотя бы десятой частью его мне удастся с вами поделиться, я буду счастлива.
Почему так говорится: "Меняешь место - изменяешь судьбу"? Так ли это на самом деле? Что говорят об этом каббалисты? Что такое каббалистическая география?
Из телевизионной передачи "Недельная глава Торы" на 66-м канале. Глава "Хаей Сара"
(Беседа ученого, каббалиста Михаэля Лайтмана с телеведущим Гилем Копачем)
Г. Копач: Сегодня мы комментируем недельную главу "Хаей Сара" (Книга "Бытие", глава 23). Судя по названию, речь, вроде бы, должна идти о жизни Сары, но в первом же абзаце говорится о ее смерти: "/1/ И БЫЛО ЖИЗНИ САРЫ СТО ДВАДЦАТЬ СЕМЬ ЛЕТ". Почему так?
Г. Копач: Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, доктор Лайтман!
Сегодня, прежде чем мы начнем, я бы хотел Вам сказать, что я ревную. Оказывается, наша с Вами передача - не такая уж эксклюзивная. Я слышал, что Вы беседуете о недельных главах Торы с довольно известным режиссером Семеном Винокуром.
М. Лайтман: Да, это правда. Мы начали цикл таких бесед - "Тайны вечной книги", - но, во-первых, эти передачи на русском языке, во-вторых, они рассчитаны не для нашего каббалистического канала, а для общественного 98-го телеканала "Микан", а в-третьих, Вы с Семеном - оба настолько колоритные и своеобразные личности, что передачи получаются совершенно разными. Вы можете в этом сами убедиться - 8-го ноября в 9:30 утра - премьера.
Почему мы приехали именно в Израиль? Что нас сюда привело? Потому, что мы евреи и это наша страна, наш дом, - потому, что здесь наши корни? А может быть, потому, что выхода не было, некуда было деться? Может быть, это произошло в результате случайного стечения обстоятельств и мы даже не знали точно, куда и зачем мы едем? Или, наоборот, мы шли к этому осознанно всю свою сознательную жизнь? Возможно, мы просто не могли иначе, как если бы какая-то сила тянула нас сюда? Может быть, нам тоже шепнули на ухо: "УХОДИ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ... В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я УКАЖУ ТЕБЕ"?
Из телевизионной передачи "Недельная глава Торы" - глава "Лех Леха". (Беседа ученого, каббалиста Михаэля Лайтмана с телеведущим Гилем Копачем)
Г. Копач: В сегодняшней недельной главе мы познакомимся с одним из главных персонажей Торы. Я имею в виду Авраама, которого называют нашим Праотцем. Недельная глава "Лех Леха" начинается словами: "/1/ И СКАЗАЛ БОГ АВРАМУ: "УХОДИ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ, ОТ РОДНИ ТВОЕЙ И ИЗ ДОМА ОТЦА ТВОЕГО В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я УКАЖУ ТЕБЕ".
Что мы знаем об Аврааме? Говорится, что он вырос в Вавилоне, что он в мастерской своего отца Тереха изготавливал и продавал изваяния божков. Они с отцом изготавливали этих божков даже по заказу, выполняя просьбы людей запечатлеть в идоле их собственный образ.
Из телевизионной передачи "Недельная глава Торы" - Глава «Ноах»
(Беседа каббалиста Михаэля Лайтмана с телеведущим Гилем Копачем)
Передача идет на 66-м, каббалистическом канале на иврите, но совсем скоро, с 8-го ноября, вместе с несколькими самыми популярными передачами, будет переводиться на русский язык.
Для многих эти беседы стали чем-то особенным: вдруг человек обнаруживает, что разговор идет о нем, что эта великая книга написана о нем и рассказывает о его внутренних состояниях. И знакомая книга воспринимается совсем по-другому.
Книга начинается со слов «В начале», (на иврите - «Берешит»). Говорится о том, что «в начале» был полный хаос, то есть, полностью эгоистическое восприятие мира. А заканчивается книга словом «Исраэль». «Исра» – это «прямо», «эль» – Творец. «Исраэль», прямо к Творцу, – это значит, к закону абсолютной любви, к совершенству. То есть, получается, человек проходит вот этот путь от эгоистического восприятия мира к восприятию мира со стороны любви. Вот об этом вся эта книга.
Известный комик и телеведущий Гиль Копач стал популярен благодаря роли в фильме «Пини ха-гадоль» и участию в телепрограмме Амнона Леви «Конец недели» на первом канале ИТВ.
Пародийные комментарии Копача к религиозным текстам наделали много шума в Израиле в конце 90-х. Недавно Копач начал сотрудничать с каббалистическим 66-м каналом, где он ведет авторскую передачу, посвященную недельной главе Торы.
Тора - «Пятикнижие Моисеево» – это, конечно, особая книга.
Самая популярная, общеизвестная книга, являющаяся основой философии, этики, экономики. Неисчерпаемый источник сюжетов для живописи, музыки, для всей культуры. И одновременно, – самая тайная книга, ее читают вдоль и поперек, в ней ищут тайный смысл, вложенный между буквами, стараются расшифровать ее особые коды...
Отрывок из беседы телеведущего Гиля Копача с каббалистом Михаэлем Лайтманом
Г. Копач: Сегодня мы начинаем серию передач, в которых речь пойдет о недельных главах Торы. Мне выпала честь вести эти программы вместе с каббалистом Михаэлем Лайтманом. Но прежде, чем мы начнем конкретно говорить о главе «Берешит», хотелось бы задать общий вопрос: «Есть много самых разных подходов к прочтению Торы. Чем отличается ваш подход? И вообще, что такое Тора?»
Представим себе, что некий ученый с другой планеты приступил к исследованию поведения гусеницы в момент окукливания. Он бы решил, что особь больна и нуждается в лечении. Не зная конечной формы гусеницы – бабочки, - он сделал бы вывод, основываясь на промежуточной форме. И вывод ошибочный.
Все в мире развивается по стадиям, которые заданы в строгой последовательности и проявляются поступенчато одна за другой. Однако оценка нами объекта в промежуточной стадии его развитии не может служить индикацией окончательной формы объекта. Только зная конечное состояние, можно дать оценку состоянию промежуточному.
Дело в том, что человечество постоянно становится жертвой этой ошибки, пытаясь спрогнозировать свое собственное развитие. Человечество как социальный организм еще не достигло своей окончательной формы.
Для клиентов телекомпании HOT есть хорошая новость на 66-ом канале - круглосуточном бесплатном каббалистическом телеканале «Присоединяемся к добру», который пользуется немалым успехом у абонентов компаний YES и HOT. Этот канал, наверное, больше рассчитан на тех, кого не удовлетворяют пустые, бессодержательные передачи, наводняющие сегодня телевидение.
С октября к постоянным зрителям 66-го канала смогут присоединиться и те клиенты HOT, которые не владеют ивритом. Вначале только часть программ будет транслироваться на русском языке или с синхронным переводом на русский, но со временем по-русски заговорят все передачи канала. В перспективе и на YES каббалистический канал научится говорить по-русски.
Игра - вещь серьезная. Хотя, глядя на маленьких несмышленышей, увлеченно возящихся с кубиками, не верится, что все это - и кубики эти, и даже действия самих карапузов - заранее были продуманы и обсуждены в высоких инстанциях. Спорили и принимали решения в институтах проблем воспитания, организовывали выпуск кубиков на длительных производственных совещаниях, - потому что игра должна соответствовать возрасту, уровню развития, особенностям восприятия, культурному "фону".
Игра должна быть чуть выше нынешнего уровня ребенка, но и не слишком, - чтобы не остановить развитие юного пользователя серией гарантированных провалов. Она должна соответствовать его уровню, но и не быть совсем уж элементарной, - чтобы не остановить его развитие, зациклив пользователя на получении мелких удовольствий от гарантированных успехов.