Есть вопросы, встающие перед каждым, посетившим сей мир: "Для чего я живу? Что дают эти так тяжело проходящие годы моего существования, за которые так дорого приходится платить? Почему множество страданий никак не перекрываются редкими радостями, пока не заканчивает человек в полном изнеможении свое существование?" Так просто и ясно определяет великий каббалист XX века Бааль Сулам ключевую проблему любого человека.
Мечется человек в поисках ответа, будто цирковой мишка по клетке в поисках корма, а получает его только на арене. Желает построить дом, то есть иметь семью и детей, да так, чтоб тишь да гладь. Хочет быть богатым. Становится богатым. Гонится за властью, почетом и знаниями…
Но все это меркнет, когда просыпается желание к вечности и совершенству, - и теряется человек.
Желание – наполнение желания – дефицит желания. Все, как один. И, как в капле воды отражается море, так и в судьбе каждого человека отражается судьба всего поколения и человечества в целом.
Яркий пример – Альфред Бернхард Нобель. Родился 21 октября 1833 года в Стокгольме.
Он пройдет по жизни, стараясь на каждом ее витке вырваться за рамки мелких расчетов, пытаясь создать нечто по-настоящему важное. Его секретарь, ассистент и близкий друг Рагнар Сульман напишет, что "самым важным для Альфреда было найти пропуск в вечность".
Первый самостоятельный шаг - в 16 лет. Он отправляется в путешествие по миру. Юного Альфреда интересуют наука и люди, добившиеся успеха. В США он встречается с Джоном Эрикссоном, шведским изобретателем паровой машины, в Париже изучает химию в лаборатории Т. Пелуза, а в России работает у известного химика Н. Н. Зинина и проводит опыты с нитроглицерином. Мальчик мечтает о собственной лаборатории и славе ученого.
Но вначале – материальное благополучие… В 20 лет он возвращается и начинает работать в компании отца "Фондери э ателье меканик Нобель э Фий". Фирма слабенькая и едва держится на плаву. Он берет дело в свои руки. Едет в Париж, и ему удается добиться займа на сумму 100 тыс. франков. Уже через три года его капитал насчитывает несколько миллионов. Однако деньги не приносят удовлетворения. Репортеры просят сказать что-нибудь о себе и слышат в ответ: "Мой величайший грех – отсутствие любви к богатству...". Он не лукавит.
За ним сила капитала, а он проводит сутки напролет за изобретением небывалого по силе взрывчатого вещества. Вот запись того времени: "Вещи, над которыми я работаю, действительно чудовищны, но они так интересны, так совершенны технически, что становятся привлекательными вдвойне". Так появляется "Динамит, или безопасный взрывчатый порошок Нобеля". Он называет его "динамит" (от греческого слова "динамис" – сила). К 1876 году он - обладатель 350 (!) патентов на изобретения.
И вновь нет удовлетворения. Пустота. Его постоянные спутники – тоска и одиночество. Чего ему недостает? "Этот вопрос о смысле жизни по-прежнему остается без ответа, – продолжает Бааль Сулам. – Он застает нас врасплох, колет наш мозг, унижает, прежде чем мы успеваем найти известное наше спасение: продолжать, не задаваясь этим вопросом, течение нашей жизни – сегодня, как и вчера".
Превратившись к 43 годам из болезненного мальчика в одного из самых успешных людей Старого Света, Альфред Нобель – миллионер, член Шведской академии наук, Лондонского королевского общества и множества других – недолюбливает современников, называя их "сворой двуногих обезьян". Себя, впрочем, он тоже не жалует: "Альфред Нобель – убогое полуживое существо; и человеколюбивый врач, в сущности, должен был бы придушить его в тот момент, когда оно с криком вступало в жизнь". У него множество наград, среди которых порой - экзотические. Однако "безделушки" – так он называет награды – его тоже не радуют. Так же, как не впечатляет и благосклонность знаменитых для своего времени женщин.
Он дружит с Виктором Гюго. Пишет повести, романы, пьесы. Его пьеса "Немезида", кроме трех экземпляров, уничтожается сразу после его смерти, так как сочтена родственниками скандальной и кощунственной. Кроме этой пьесы, все остальное сжигает сам.
Десятилетний цикл жизни Нобеля, последовавший за изобретением динамита, проходит в поиске следующей ступени развития.
Достигнув всего и вся, он в 1891 году встает на тропу филантропии. Этот неожиданный шаг поражает многих, поскольку Нобель имеет устойчивую репутацию "воинственной личности". Похоже, что этот поворот – прежде всего "сюрприз" для самого Нобеля. Если в 1889 году он самоуверенно заявляет: "Мои динамитные заводы скорее положат конец войне, чем всевозможные конгрессы. В тот день, когда две армии смогут уничтожить друг друга в течение нескольких секунд, все цивилизованные нации, охваченные ужасом, распустят свои армии...", то в 1891 он поражает всех своим заявлением: "Я нажил несметное богатство. Пора отдавать его людям, потомкам".
Он почти уверен, что сможет реализовать свое заветное стремление "жить на земле и после смерти". Нобель финансирует и принимает активное участие в организации конгрессов мира в Берне и Риме, где немногословен: "Люди, заботящиеся лишь о получении максимальной выгоды, едва ли заслуживают уважения, а осознание истинных побудительных мотивов их деятельности способно омрачить радость человеческого общения". Он верит в людей будущего.
За два года до смерти написано завещание: "...Все мое реализуемое остающееся имущество необходимо распределить следующим образом: капитал мои душеприказчики должны превратить в ценные бумаги и создать фонд, проценты с которого будут ежегодно распределяться в виде премий тем, кто в течение прошедшего года принес наибольшую пользу человечеству".
Только вот плутает человечество много веков, надеясь прорвать блокаду страданий и вырваться на просторы вечности.
Есть у нас более 140 видов сыра, и на средства для похудания тратит человечество более 200 млрд. долларов в год. Мы смотрим телевизор по телефону и летаем в космос изучать черные дыры, бездну, все больше осознавая, что она не вовне, а внутри.
И есть у человечества – именно сегодня – замечательный шанс: открыть науку, которую считали мистикой, религией, занятием для избранных. А она по сути – просто практическая методика раскрытия законов природы и смысла жизни, методика достижения равновесия, гармонии сил, пропуск в вечность и совершенство.
Бааль Сулам раскрыл для нас эту замечательную методику "лишь потому, что поколение достойно, ибо это последнее поколение, стоящее на пороге полного избавления и заслуживающее раскрытия науки каббала".