Выставки бывают разные. И даже очень оригинальные. Кто бы мог предположить, к примеру, что идея целой экспозиции может быть навеяна питейными атрибутами?
Так или иначе, новая выставка в музее Эрец-Исраэль посвящена такому важному предмету сервировки стола, как рюмка. Сразу оговорюсь, что под этим словом подразумевается в данном случае и стопка, и фужер, и бокал. Кроме того, экспозиция включает стаканы и пивные кружки. Словом, все то, из чего пьют. Называется выставка соответственно: ''Пьянящие стаканы''.
Участники процесса принятия жидкости человеческим организмом показаны во всей своей красе. От крошечной ликерной рюмочки, которую некоторые посетители с удовольствием приспособили бы под валерьянку, до кубка-братины, с трудом поднимаемого одной рукой. От изящно-скромного лафитника, которым пользовались каждый день, до сверкающего глубокими гранями и густой позолотой праздничного бокала, из которого по причине его неземной красоты и пить-то страшно. Эксклюзив и ширпотреб, эфемерная пластика бесцветного стекла и бьющее в глаза буйство красок расписного. Разнообразие предназначений, форм, изготовителей и стилей, почти трехсотлетний разбег во времени, - все это делает выставку не только яркой и запоминающейся, но и познавательной для самых разных людей.
На выставке представлена европейская посуда для питья, сотворенная с 1700 по 1970 годы. Каждая вещь отражает в стеклянных боках стиль своей эпохи. Невозможно перепутать резные хрустальные ампирные кубки со стаканами в стиле ар нуво, расписанные ''в цветочек'' мастерами фабрики братьев Даум. Или изысканные фужеры со стола новой европейской аристократии с купеческими рюмками, украшенными цветной глазурью и эмалью. Есть здесь и повседневная посуда для питья, и настоящие произведения искусства ручной работы, и исторические достопримечательности, позволяющие лучше разобраться в эволюции знаменитой рюмки и стопки. Да и в традициях древнего пития. Вот, к примеру, посуда, которую использовали только во время праздничных застолий - ее заботливо сохранили прежние владельцы, не отколов ни кусочка. А вот благородные бокалы XVIII столетия, когда в Богемии научились делать ''свинцовое стекло'' - хрусталь. Кстати, процветающие и по сей день французские фирмы Даум и Баккара в XIX веке довели до совершенства огранку хрусталя и его мастерскую роспись - цветы и листья словно проступают изнутри изящных округлых бокалов. Стоит ли удивляться тому, что их изделия живо наводнили французские гостиные в преддверии эпохи модерна...
''Спиртные напитки оказали огромное влияние на европейские традиции и на декоративное искусство, служащее этим традициям, - говорит куратор выставки Энриетта Элазар-Брунер. - Мы хотели показать, как декоративное искусство последовало за появлением новых напитков и их требованиями''.
Стекло - показатель культурного уровня цивилизации. Масса из сплавившихся в огне песка, соды и золы (сырья, по сути, копеечного) в руках умельцев-стеклодувов превращалась в вещи, ценившиеся на вес золота. Из стекла выдували винные кубки и культовые сосуды. Секрет передавали из поколения в поколение, за разглашение оного грозила смерть. Стеклу посвящали стихи. После краха античного мира, который постиг и стеклодувный промысел, стекло в Европе почти исчезло. К XIII веку только византийцы и их торговые партнеры - венецианцы одни на всем Европейском континенте умели делать стекло. Немногим позже тайна за семью печатями приоткрылась, и навыки муранских стеклодувов переняли немецкие мастера из Богемии, Силезии и Саксонии, надолго разделившие с итальянцами стекольную монополию.
Гуляя по выставке в музее Эрец-Исраэль, можно проследить, как развивалась технология создания стекла и как менялась эстетика вместе с изменением стиля жизни. Вот, к примеру, в восьмидесятые годы XIX века началось промышленное производство стеклянной посуды. Выпускались тогда и единичные экземпляры, и целые серии. Особое значение придавалось дизайну. А вот в эпоху Великой Французской революции был выработан единый орнамент и единая форма стеклянных сосудов для питья - в соответствии с идеалами равенства и братства. В начале двадцатого столетия стеклодувы, напротив, переключились на индивидуальность. Точнее, на оригинальный стиль. Позже мастера стали уделять особое внимание утилитарным свойствам сосудов, то есть удобству посуды в пользовании - в особенности в период между двумя мировыми войнами. Но в конце концов вернулись к красоте и гармонии, осознав преимущество ручной работы. Сегодня, впрочем, приемлемо и то, и другое.
По мнению Энриетты Элазар-Брунер, всякие там рюмки-бокалы - самое лучшее применение для стекла. Стоит вспомнить, что стеклянные вещицы впервые украсили человеческое жилище более пяти тысячелетий назад. Но до бессмертного дизайнерского объекта Веры Мухиной и Казимира Малевича - первого граненого стакана - они оставались роскошью. Между прочим, в прошлом году граненый стакан, один из символов советской эпохи, отметил свой 60-летний юбилей. На выставке в Рамат-Авиве данный экспонат, увы, отсутствует. Хотя какой-то странный посетитель, по-видимому, не привыкший поглощать красоту такими ударными дозами, вслух взгрустнул: ''Эх, а что же у вас нет граненого стакана-то?..''
Нет - потому что бокалы хоть и пьянящие, а выставка трезвая. Говорят, организаторы выставки немного опасались быть неправильно понятыми. А зря: стакан и рюмка в январе как никогда актуальны...