Эксклюзивное интервью ученого-каббалиста, проф. Михаэля Лайтмана газете "Каббала сегодня".
Корреспондент "КС": Сегодня мы поговорим на очень важную тему, которая чрезвычайно волнует наше общество и привлекает к себе огромное внимание – это проблема образования. Много написано и сказано на эту тему, но похоже, что сегодня наша страна находится на перепутье в этом вопросе. Ведь сейчас происходит самая длинная в истории Израиля забастовка учителей, распространившаяся также и на высшую школу. И мы затрудняемся найти для нее решение, а тем временем растет насилие в среде подростков, которые остались на улице и не знают, чем заняться.
Высказываются разные мнения со всех сторон. Сегодня мы поговорим с ученым, каббалистом, профессором Международной академии каббалы Михаэлем Лайтманом и послушаем, что говорит каббала по вопросу образования.
Уважаемый профессор, мы знаем, что в последнее время вы уделяете большое внимание вопросу образования. Поэтому мы захотели встретиться с вами и услышать, что говорит каббала по этому вопросу, находящемуся сегодня в самом центре внимания.
М. Лайтман: Это очень широкая тема. И она, собственно, сопровождает нас с первого дня, когда мы только приходим в этот мир, и до самой старости, которую мы заканчиваем, занимаясь своими внуками.
Воспитание и образование составляют всю основу нашего продвижения от поколения к поколению и определяют будущее человечества. То, что будет с нами завтра, зависит от образования, которое есть у нас сегодня.
Сегодня все кричат, что Израилю необходимо заняться образованием. И это правильно, всему миру нужно образование, каждому человеку. Но что толку просто кричать – разве они могут предложить какое-то решение?
Допустим, мы сейчас заменим одних учителей на других, поменяем чиновников, и снова изменятся все программы, и начнется новое денежное вливание в систему, от которой мы, как и прежде, не увидим никакой пользы.
Может ли общественность проверить, что за образование дает государство молодому поколению? Ведь это самое важное для нас. После средств для физического существования, следующее для человека по важности – это воспитание нового поколения. И если мы так легкомысленно к нему относимся, то это видимо свидетельствует о том, что наше общество пока не до конца понимает, что происходит.
Это проблема не только образования, но и всего человеческого общества. Все человечество входит сейчас в кризис, и мы не знаем, что нам делать. На общечеловеческом уровне хотя бы видно, что нет решения: ни для экономической системы, ни для государственной, ни для экологии, ни для всех остальных надвигающихся кризисов в науке, религии, культуре. И, возможно, что этот кризис образования – лишь часть того же общего глобального кризиса.
Дело в том, что мы и раньше думали, что у нас то и дело происходят какие-то мелкие кризисы в образовательной системе. Но мы думали, что придет следующее поколение, появятся новые учебные программы, и мы преуспеем. Так и с развитием всего человечества. Все тысячи лет нашего развития мы терпим неудачу за неудачей и так переходим на следующий этап развития: строим более развитую цивилизацию, отношения между нами, общественные системы и думаем, что это нам поможет и принесет нам лучшую, более счастливую жизнь. А в итоге мы видим, что жизнь не становится счастливее.
И это длится до момента, пока мы не приходим к такому кризису, когда никто уже не хочет двигаться дальше — ведь всем понятно, что опять будет так же, "как всегда". Так, может, и в вопросе образования мы достигли того же окончательного кризиса?
Проблема образования в том, что мы строим его на основах, которые сегодня могут даже казаться нам правильными, а еще через двадцать лет мы увидим, что это была ошибка. И как же нам заранее проверить себя, будто мы уже прошли все двадцать лет развития этой программы?
Для этого нам необходимо раскрыть перед собой всю карту развития человечества и посмотреть, почему мы так развиваемся, как в образовании, так и во всех других системах, которые человек строит, двигаясь от кризиса к кризису, от провала к провалу. И выяснить – а есть ли какой-то другой путь?
Если мы увидим, что другого пути нет, то тогда у нас нет выбора – будем продвигаться дальше вслепую. И это при условии, что вообще еще есть возможность дальше так продолжать. Ведь мы видим, что это не только проблема Израиля: международная пресса полна сообщений о росте насилия во всем мире.
Корреспондент "КС": В Англии начали производить детские бронежилеты, чтобы дети могли ходить в них в школу...
М. Лайтман: Это насилие проявляется также и по отношению к родителям. Про учителей вообще нечего говорить: по статистике 76-77% учителей боятся входить в класс, потому что не знают, что с ними там случится. То есть, ты стоишь перед дверью в класс и понятия не имеешь, что произойдет.
И это учитель, которого научили, как держать контроль над классом, как воспитывать детей и приближать их к себе, чтобы иметь возможность на них влиять, увлекать их, управлять ими и вести в определенном направлении!
Эти факты говорят о полном разрыве между системой образования, учителями и учениками. Здесь есть три компонента: система образования и учителя не находятся между собой в связи, а у учителей нет контакта с учениками. И получается, что ни один из них не слышит другого и, соответственно, не может выполнить его требований и желаний.
Корреспондент "КС": Но именно на это и жалуются учителя. Они хотят прибавки к зарплате, чтобы иметь возможность больше времени проводить в школе...
М. Лайтман: Прибавки к зарплате всегда все хотят, это понятно. Но что это изменит в образовании?
Корреспондент "КС": Учителя хотят, чтобы в классе было меньше учеников, и у них было больше времени уделить каждому персональное внимание. Сейчас им удается поговорить с ребенком раз в четыре месяца, а так это будет раз в две недели.
М. Лайтман: Они могут это сделать даже раз в неделю, но дети не захотят с ними разговаривать. Это ошибочное мнение, что они смогут управлять классом, если в нем будет меньше детей. Это неверный подход.
Корреспондент "КС": Вы сказали, что кризис образования – это часть более обширного кризиса…
М. Лайтман: Безусловно. Кризис образования - составная часть всех наших остальных кризисов, которыми сопровождается новая эпоха. По всему фронту всех областей человеческой деятельности в мире мы приходим к какому-то тупику. Назовите мне хоть что-нибудь, где бы этого не было. Это касается всего, чем человек занимается сегодня. Ведутся исследования сегодняшнего положения в мире, все пишут и обсуждают его в ООН, Юнеско и на всяких международных комиссиях. И все приходят лишь к одному выводу: мы достигли всеобщего кризиса, для которого нет решения.
А учителя думают, что у них есть решение. За счет чего? - "Дайте нам поменьше нагрузку в классе и побольше денег в карман, и тогда все будет хорошо". Я верю, что им будет хорошо, потому что их жизнь хоть в чем-то станет легче. Но решаем ли мы этим проблему самого образования?
Корреспондент "КС": Так в чем же заключается суть проблемы образования?
М. Лайтман: Ученые утверждают, и о том же говорит наука каббала, как наука более высокого уровня, рассматривающая мир с высоты духовного мира, с уровня сил, управляющих нашим миром, - что мы вступаем сейчас в новую эпоху. И человек, который рождается сегодня – тоже новый. Он не хочет подчиняться тому же распорядку и участвовать в тех же системах, которыми пользовались мы и все предыдущие поколения с древних времен и до этого дня.
Корреспондент "КС": Чем этот человек новее предыдущих?
М. Лайтман: Он новый тем, что прошел очень много кругооборотов жизни, много смен поколений. Дети всегда рождаются умнее своих родителей, то есть в них уже изначально заложена мудрость жизни, прожитой предыдущим поколением.
Наука каббала говорит, что это связано с круговоротом человеческих душ, ведь каждое поколение – это все те же души, облачающиеся в новые тела. Мы не будем сейчас говорить об этих перевоплощениях – кто-то в это верит, кто-то нет, но каждому ясно, что следующее поколение всегда отличается от предыдущего своим продвижением.
И всегда было так, что новое поколение было более продвинутым и стремилось к более совершенной, лучшей жизни. Дети не удовлетворялись тем, что было у их родителей – ни их жизнью, ни обществом, и немного улучшали все это. Желая резких изменений, они подымали восстания, революции, но все эти изменения были в одном направлении: они стремились усовершенствовать общество, усовершенствовать себя, покорить мир, управлять и властвовать.
А сегодня как раз наоборот. Молодое поколение не хочет совершенствовать общество, не хочет управлять и властвовать, не хочет продвигаться в том же направлении. Это поколение требует чего-то такого, что как бы выходит за границы этого мира.
Корреспондент "КС": Почему же оно такое?
М. Лайтман: Каббала говорит, что это особые, новые души, и называет их "последним поколением". Мы должны понять, что находимся в начале нового развития. Может быть, мы этого не замечаем, но на самом деле, сегодня рождаются дети, обладающие не таким подходом к жизни, который был в прошлом у нас и у всех предыдущих поколений.
Они не хотят завоевывать мир, захватывать его, управлять им, властвовать. В них уже изначально заложено какое-то понимание, сознание и ощущение, что все это неважно. Это не приносит человеку радости, это его не наполняет. Ему нужна какая-то специальность, чтобы как-то заработать себе на жизнь, но только, что называется, чтобы исполнить повинность. А во всем остальном он хочет наполнять себя чем-то действительно стоящим, если найдет такое наполнение.
Они ищут, но пока им не очень удается найти это правильное наполнение, и потому они бросаются из стороны в сторону, дурачатся, ищут какие-то иные, виртуальные формы жизни и находят себе какие-то странные, непривычные нам занятия. Они стремятся немного оторваться от обычной реальности, отправиться в какие-то дальние путешествия, ездить и жить то в одном месте, то в другом.
И мы должны понять, что это не мода, — это новое требование, идущее от нового поколения, желающего наполнить себя не такими сугубо материальными вещами, как это было у нас. Это более духовное поколение.
И это видно по их поведению в школе: скажем, та же гиперактивность. Дети всегда были непоседами, потому что именно за счет того, что ребенок все время движется – он развивается. Это не просто потому, что ему не сидится на месте, и не потому что он непослушный ребенок. Просто его тело все время требует от него движения.
И это всегда было так. Мы делали с ними всякие упражнения во время уроков, устраивали игры. Но сегодня это всеобщее бедствие: ребенок уже не только не может просто сидеть спокойно, он не может слушать, не может реагировать. Мы видим, что это явление мирового масштаба.
Я хорошо знаком с этим вопросом. Это не значит, что в Израиле такие гиперактивные дети, а где-то в скандинавских странах все спокойно. Там все то же самое. И в Англии, и во всем мире.
Это настоящая проблема, и все принимают риталин и подобные лекарства. Но что это за решение?! Мы не хотим признать проблему – это проблема для нас, а не для нового поколения. У нового поколения ее нет. Если это явление носит повсеместный, массовый характер, то это уже природа, и ты обязан относиться к этому как к норме. Это уже становится обычным явлением. Так почему мы лечим его лекарствами?
Нам нужно совершенно изменить форму нашего поведения по отношению к молодому поколению. Мы должны понять, что они нормальные, а мы – не нормальные относительно них, если пытаемся заковать их в оковы и посадить в какие-то тюрьмы. Мы перекрываем им развитие этим лекарством. Очень скоро, через какие-то десять - двадцать лет, это взорвется ужасными проблемами! Откуда мы можем знать, какие могут быть последствия?
И мы все время давим и давим на них, пытаясь втиснуть в те шаблоны поведения, которые мы для них построили. А они уже не такие, как мы. И если мы не отдадим себе в этом отчета, то нам не помогут никакие изменения в системе образования — ни в Израиле, ни во всем мире. Ничего не поможет.
Продолжение следует…
По материалам Международной академии каббалы Юдит Сабаль,