Эссе
Вглядываясь через призму каббалы
в события многовековой давности,
произошедшие у подножия горы
Синай, вдруг понимаешь, насколько
мы не знаем и не понимаем
произошедшего тогда.
Следующая мысль более печальна:
а ведь мы не понимаем,
что в действительности происходит
с нами даже сегодня!
Историческое описание тех дней выглядит очень драматично: 600 000 мужчин двадцати лет от роду и старше окружают сплошным кольцом одну из гор в Синайской пустыне. Затем каждый в отдельности громогласно объявляет о своем согласии исполнить некую работу, произнеся хорошо известное сегодня изречение: «Совершим и услышим». И тогда произошло нечто, известное под названием «Дарование Торы». Случилось это через семь недель, а точнее, на пятидесятый день после выхода народа Израиля из Египта. С тех пор это событие ежегодно отмечается в праздник «Шавуот».
Для того, чтобы все-таки вынести из этой истории что-то для себя, нам необходимо запастись некоторыми каббалистическими сведениями. Сначала о числе 600 000. Оно не случайно. Именно на это количество осколков, или частей, разделилось – или разбилось – первое Творение (или иначе – Адам Ришон). Это дробление происходит и по сегодняшний день, и потому так много нас – людей.
Тогда на Синае впервые была преодолена нелюбовь, а точнее, естественная ненависть между разделенными частями. Неслучайно, кстати говоря, и название – Синай. В переводе с иврита слово «синá» – ненависть.
Однако самое интересное, а возможно, и самое главное – в том, что те давние события можно трактовать не только относительно народа, но также и относительно каждого человека в отдельности. Наши собственные желания, стремления, мысли напоминают груду цветных стекляшек разбитого мозаичного панно, поскольку точно так же, как отдельные люди, не спаяны единой силой.
Эта сила – наше едва ощущаемое стремление к непонятным, неясным духовным ценностям. Такое стремление существует у каждого человека, и этим – только этим – мы отличаемся от других созданий. Развить, а по сути создать в себе из маленького стремления настоящее большое желание и есть цель науки каббала.
Жизнь человека, занимающегося каббалой – этой древней методикой духовного развития, – очень напоминает известную песню В. Высоцкого «Вершина». И это неудивительно, – ведь речь идет о том, что не встречается в повседневной обыденности, – точно так же, как не каждый день человек покоряет горную вершину.
Не понять со стороны, что происходит с каббалистом, поскольку те волны внутренних переживаний, которые он испытывает, передать нельзя, да в общем-то, и невозможно; а ведь происходит совершенно удивительная вещь – взращивание желания к духовному. Каждый из нас имеет такое желание. Только у некоторых оно уже проснулось и страстно рвется наружу вопросом «Для чего я живу?», а у других пока лишь робко напоминает о себе невнятной тоской.
То общее ощущение, восприятие, которое включает всех нас, называется «материальный мир». Об этом мире мы знаем много, даже очень много. Но главного нам понять не дано: он является всего лишь фрагментом той настоящей реальности, которая на самом деле окружает нас и которая пока нам недоступна:
Кто здесь не бывал, кто не рисковал –
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звезды хватал с небес:
Внизу не встретишь, как ни тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.
Самое удивительное, что каббалисты очень подробно, в мельчайших деталях, описали весь путь, который проходит человек из ощущения нашего мира к восприятию совершенства и гармонии мира духовного. А еще они указали нам условие перехода в такое состояние. Звучит оно так: «Возлюби ближнего, как самого себя».
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк
И молимся, чтобы страховка не подвела.
Наверное, когда-то такое было возможно, но сегодня, наученные горькими уроками недавней истории, мы знаем, что это условие не просто фантастическое, – хуже того: оно утопическое. Каббалисты с нашими выводами не спорят и даже это подтверждают. Но – все же настаивают: существует реальная возможность это условие выполнить.
Если группа людей страстно этого пожелает – так же, как народ Израиля когда-то у горы Синай, – тогда по закону подобия сила, породившая все, превратит нашу естественную ненависть к ближнему в обоюдную любовь. Это и называется «дарованием Торы».
Мы рубим ступени… ни шагу назад!
И от напряженья колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир – на ладони! ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим – у которых вершина еще впереди.
М. Бруштейн
|