Г. Копач: Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, доктор Лайтман!
Сегодня, прежде чем мы начнем, я бы хотел Вам сказать, что я ревную. Оказывается, наша с Вами передача - не такая уж эксклюзивная. Я слышал, что Вы беседуете о недельных главах Торы с довольно известным режиссером Семеном Винокуром.
М. Лайтман: Да, это правда. Мы начали цикл таких бесед - "Тайны вечной книги", - но, во-первых, эти передачи на русском языке, во-вторых, они рассчитаны не для нашего каббалистического канала, а для общественного 98-го телеканала "Микан", а в-третьих, Вы с Семеном - оба настолько колоритные и своеобразные личности, что передачи получаются совершенно разными. Вы можете в этом сами убедиться - 8-го ноября в 9:30 утра - премьера.
Г. Копач: Я еще не выучил русский язык.
М. Лайтман: Если я не ошибаюсь, там должны быть титры на иврите. А что касается ревности... Ревность может быть очень полезной, если ее правильно использовать.
Г. Копач: Хорошо, Вы мне потом как-нибудь объясните, как правильно использовать ревность. А сейчас - пришло время. Давайте начнем. Мы подошли к главе "Ваера".
"И ОТКРЫЛСЯ ЕМУ БОГ В ЭЛОНЕЙ-МАМРЭ, А ОН СИДЕЛ У ДВЕРИ ШАТРА, КОГДА ЗНОЕН БЫЛ ДЕНЬ".
Речь идет об Аврааме...
М. Лайтман: Мы изучаем всю Тору относительно одного человека. Потому что нам важны не описанные в ней исторические события, а то, что она рассказывает о тех этапах, которые нам необходимо пройти, чтобы достичь своей цели в жизни. А наша цель - прийти к исправлению души и раскрытию Творца.
Так вот, когда мы читаем об Аврааме, а затем об Ицхаке и Яакове, то, в сущности, читаем о развитии души, одной души - моей, твоей, - о душе, присущей каждому человеку и развивающейся по определенным этапам. Об этом и рассказывает нам Тора - о развитии души каждого человека.
Г. Копач: "И ПОДНЯЛ ОН ГЛАЗА СВОИ, И УВИДЕЛ: ВОТ ТРИ ЧЕЛОВЕКА СТОЯТ ВОЗЛЕ НЕГО".
М. Лайтман: Да.
Г. Копач: "И, УВИДЕВ, ОН ПОБЕЖАЛ НАВСТРЕЧУ ИМ ОТ ДВЕРИ ШАТРА, И ПОКЛОНИЛСЯ ДО ЗЕМЛИ". Уважаемый д-р Лайтман, три дня назад ему сделали обрезание, и он уже побежал, потому что так сильно желал принять этих гостей?
М. Лайтман: Да, он желал приобрести три этих свойства (три этих человека символизируют три свойства), называемые тремя линиями: хесед (милость), дин (суд) и рахамим (милосердие), - чтобы все они соединились в нем, и чтобы в силу этого он смог породить свою первую большую духовную ступень, называемую "сын".
Г. Копач: Я не большой знаток этих определений. Но разве милость не включает в себя и милосердие?
М. Лайтман: Нет. Милость - это свойство Авраама, - первое свойство, с которого он начал свое развитие. Человек, начинающий свое духовное развитие, начинает его с милости. А затем к нему приходит свойство суда, то есть силы, мужества, преодоления и участвующего во всем этом эго.
Г. Копач: А затем?
М. Лайтман: В конечном счете, правильное сочетание милости и суда является милосердием.
Милость - это отдача, а суд - это получение, и правильное их сочетание - это Тиферет, или милосердие, или средняя линия.
Авраам приходит к тому этапу развития, когда он будто бы обнаруживает трех гостей у своего входа, - в своем раскрытии, - и понимает, что с этого момента и далее он уже стоит на пороге следующей ступени своего духовного развития. И это означает, что у него родится сын. А гости как раз извещают его о том, что они вернутся к нему через год, и к тому времени его жена родит ему сына.
Г. Копач: Так Вы объясняете смысл "прихода гостей" и прием Лика Шхины…
М. Лайтман: Верно. Лик Шхины - это Творец, раскрывающийся после того, как человек получит все эти силы, которые будут находиться в нем в правильном сочетании. И правильная подготовка человека состоит в том, чтобы принять Лик Шхины, тогда он и выявляет раскрытие Творца. А без этого раскрытие невозможно. Т.е., самое главное - это развитие души, и ради него мы находимся в этом мире.
Г. Копач: Развитие души? А как же этика, мораль? По-вашему, нет необходимости в их изучении?
М. Лайтман: В наше время все это не работает. И поэтому, если мы перейдем к внутренней части Торы, то с ее помощью узнаем, как на самом деле мы должны развиваться.
"И САРА РАССМЕЯЛАСЬ ПРО СЕБЯ, СКАЗАВ: "ПОСЛЕ ТОГО, КАК СОСТАРИЛАСЬ Я, - ПОМОЛОДЕЮ? ДА И ГОСПОДИН МОЙ СТАР".
Г. Копач: Сара смеется... мол, мне сто лет, и сейчас у меня родится сын? И, в самом деле, смешно!
М. Лайтман: Смех - это особенное явление в духовном. В первоисточниках пишется, что Творец смеется, играет с китом. Игра и смех - это очень высокие вещи. На самом деле эти понятия означают в духовном мире всплеск радости, а не что-то пренебрежительное. Имеется в виду, что всегда до того, как человек поднимается с одной духовной ступени на другую, ему это кажется нереальным.
Это похоже на то, как нам, находящимся на первой ступени, называемой "этот мир", трудно себе представить сейчас, что означает подняться в высший мир. Иначе говоря, начать ощущать, что вокруг нас за этим миром, существует еще один мир, более просторный и превосходящий наш по своим размерам. В нем имеются силы, воздействующие на нас, и мы сами, оказывающие влияние друг на друга. Нам раскроется все, что скрыто в этом мире - связь между нами и наша вечная душа, и мы начнем отождествлять себя с ней, а не только со своим телом.
И когда человек находится перед этим раскрытием, ему кажется, что не может такого произойти. Он даже не представляет себе, что такое раскрытие возможно.
Г. Копач: Почему в этой ситуации придается такое значение смеху?
М. Лайтман: Смех означает, что невозможно представить следующую ступень, кажущуюся…
Г. Копач: Странной и нереальной?
М. Лайтман: Да.
Г. Копач: Но это же что-то радостное - смех, вызванный приятным удивлением, смешным сообщением.
М. Лайтман: Да. Если человеку, желающему постичь духовный мир, говорят, что скоро с ним это произойдет, - я наблюдаю это у своих учеников, - он испытывает разные ощущения, подчас даже противоположные. Потому что, с одной стороны, он считает, что это явно полагается ему по праву, - мол, он уже приложил достаточно усилий, - а, с другой стороны, он еще не может себе представить, что это с ним произойдет, - это случается внезапно. Очень интересно, как происходит вход в духовный мир.
Г. Копач: Даже сами ангелы, согласно тексту, немного удивлены и спрашивают: "ОТЧЕГО СМЕЯЛАСЬ САРА?" И большинство толкователей, людей довольно серьезных, относятся к поведению Сары осуждающе, будто ее смех - нечто неподобающее в этой ситуации.
М. Лайтман: А это потому, что мы не понимаем, каков уровень Сары. Ведь написано: "Слушай то, что тебе говорит Сара". Сара - это очень высокая ступень.
Г. Копач: Вы имеете в виду, что Бог сказал Аврааму делать то, что ему говорит Сара, - будто бы она умнее его?
М. Лайтман: Она является основой его развития.
Г. Копач: "Слушать женщину - это всегда хорошо", - говорите Вы.
М. Лайтман: Потому что и в нашем мире женщины больше связаны с реальностью.
Г. Копач: Раз уж мы заговорили о смехе, что Вас может рассмешить? Какому виду юмора Вы отдаете предпочтение? Любите ли Вы шутить?
М. Лайтман: Я люблю смех. Да и вообще, каббалисты, насколько мне известно из изучения их жизни, любят остроумие. Каббала занимается развитием в человеке чувства юмора. Юмор - это когда ты чувствуешь, что совершенно далекие вещи неожиданно могут соединиться и дополнить одна другую. Тогда из этого возникает бурное проявление радости и смеха. Подобно тому, как здесь говорится о двух, будто бы далеких друг от друга, несовместимых вещах. Разве могут внезапно соединиться две ступени?
Г. Копач: Неожиданно парадокс превращается в нечто реальное. Это смешно. Я работаю в сфере юмора и поэтому понимаю, о чем вы говорите.
В этой главе существует еще одна проблема - с городами Сдом и Амора.
"И СКАЗАЛ БОГ: "ВОПЛЬ НА СДОМ И АМОРУ СТАЛ ВЕЛИК, И ГРЕХОВНОСТЬ ИХ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛА".
М. Лайтман: Прежде всего, можно ли сказать, что Сдом - такое уж плохое явление? Если посмотреть, что происходит в наши дни, то содомский грех не покажется настолько уж тяжелым.
Г. Копач: Иными словами, сегодня во внешнем мире происходит "Сдом и Амора".
М. Лайтман: Нет-нет, происходящее во внешнем мире еще хуже, потому что в Сдоме говорили: "Твое - твое, мое - мое". Это принцип Сдома, то есть, я не касаюсь твоих дел, а ты не вмешиваешься в мои, - мы оба соблюдаем статус-кво. Ты будешь охранять свои интересы, и я даже помогу тебе в том, чтобы твое было твоим, а мое оставалось моим. Мы не станем вмешиваться в дела друг друга.
И если бы сегодня мы так ладили друг с другом, то думали бы, что живем в раю. Но это, в сущности, - принцип Сдома, и он противоречит закону "Возлюби ближнего, как самого себя", согласно которому мы должны отдавать один другому и любить друг друга.
Проясняя для себя этот принцип, человеку необходимо разрушить его, иначе он не сможет продвигаться. Поэтому и приходит знак от Творца, будто бы Он намеревается разрушить в человеке это убеждение, чтобы оно не осталось в нем навсегда и чтобы он не считал его правильным. Ведь таким путем он не продвинется во внутреннем развитии.
Г. Копач: Я хотел бы спросить Вас о пререканиях с Богом. Мы читаем, что Авраам спорил с Богом, Моше вступал в пререкания с Богом, у всех праотцев был какой-нибудь спор с Ним. Это свойство, очень характерное для евреев, - все время с кем-то спорить.
М. Лайтман: Человек обязан все время спорить с Творцом. Ему необходимы выяснения, ведь желание Высшей силы, Творца, - чтобы мы достигли подобия свойств с Ним, как сказано: "Познай Творца своего".
Г. Копач: Значит, человек все время находится в процессе переговоров с Ним…
М. Лайтман: И в спорах, и в выяснениях вопросов, и в различных, так называемых "трениях". У человека всегда есть повод для недовольства Творцом.
Возможно, это на самом деле по-еврейски, но таким образом выясняют внутри себя все проблемы, все свойства характера, все состояния, - все, что есть у нас в душе, - чтобы исправить ее и продвинуться в духовном развитии. Ведь, в конечном счете, тело остается телом. Каким бы ни был человек - маленьким или большим, праведником или злодеем, - его тело не меняется, а душа постоянно становится лучше. Поэтому нам необходимо проверить все силы души и продвигаться только посредством споров и вопросов - только с помощью этого. Эти вопросы Творец сам посылает нам - так Он пробуждает нас к духовной работе.
Г. Копач: Значит, посылая нам вопросы, Творец нас пробуждает. Но откуда у человека появится желание развиваться дальше?
М. Лайтман: То есть, если Творец поместил в него только самое маленькое желание - стремление к цели, - соответственно которому тот ощущает страдание, ненаполненность, - то как он может это крошечное желание сам увеличить в два, три, пять, в тысячу, в миллион раз? Вы правы, чтобы достичь цели, необходимо огромное желание.
Каббалисты указывают на единственное решение этой проблемы - найти, создать себе правильную среду, от которой он будет получать дополнительные желания.
Как? Вот здесь и может пригодиться ревность, о которой мы говорили в начале нашей беседы. Человек должен использовать все свои земные качества, - такие, как зависть, ревность, жадность, - чтобы проникнуться ощущением величия Цели Творения от окружающей среды. Именно эгоизм помогает человеку проникаться желаниями других людей и таким образом целенаправленно развивать в себе нужное желание.