Представим себе, что некий ученый с другой планеты приступил к исследованию поведения гусеницы в момент окукливания. Он бы решил, что особь больна и нуждается в лечении. Не зная конечной формы гусеницы – бабочки, - он сделал бы вывод, основываясь на промежуточной форме. И вывод ошибочный.
Все в мире развивается по стадиям, которые заданы в строгой последовательности и проявляются поступенчато одна за другой. Однако оценка нами объекта в промежуточной стадии его развитии не может служить индикацией окончательной формы объекта. Только зная конечное состояние, можно дать оценку состоянию промежуточному.
Дело в том, что человечество постоянно становится жертвой этой ошибки, пытаясь спрогнозировать свое собственное развитие. Человечество как социальный организм еще не достигло своей окончательной формы.
Наука каббала утверждает, что все в мире, даже самое вредное, имеет право на существование. Ничего нельзя уничтожать, - мы обязаны исправить его, чтобы оно раскрыло все свойства, заложенные в нем Природой, и стало подобно своему Источнику. Природа еще не завершила наше развитие, мы наблюдаем человечество в промежуточной фазе его развития. Поэтому, видя любое "несовершенство" в себе или в мире, мы обязаны понять, что видим не порок, а признак еще не завершенного развития. Завершив свое развитие, объект станет полезным. Так мы должны понимать и оценивать все окружающее. Любое действие, которое не принимает в расчет конечное совершенное состояние, ведет к ошибке.
В частности, все попытки исправить мир - на уровне цивилизации и на уровне отдельно взятого ЖЭКа - это непрерывный парад таких ошибок. Однако, Природа раз за разом не позволяет нам провести на себе "удачный", как нам кажется, эксперимент по переделке и перестройке себя, наказывая за такое отношение к ней.
Вся история – это череда наших "работ над ошибками". За примерами далеко ходить не надо. Вот лишь небольшой перечень примеров "нежелательных последствий" наших решений за последние 100 лет:
- Жесткие условия союзников по отношению к побежденной Германии (Версаль) - привели ее ко 2-й мировой войне,
- Манхеттенский проект - Оппенгаймер расчитывал подавить противников мощью. В итоге мы получили гонку вооружений и мир на грани ядерной катастрофы.
- В Китае превратили крестьян в рабочих, (чтобы уменьшить разницу между богатыми и бедными) - получили кризис сбережений в мире, разрушенную экологию у себя дома и угрозу внутренних социальных потрясений.
- Отмена золотого стандарта - Никсон из-за трудностей во Вьетнаме был вынужден отменить привязку доллара к золоту. В результате доллар потерял 93% своей стоимости с 1971 г. и сбережения среднего класса аннулировались, перестал существовать механизм защиты сбережений, честный труд более не вознаграждался почетной старостью.
- Ну, и самым очевидным примером этому может служить социальный эксперимент России, где неразвитому, не вышедшему из феодального рабства народу, попытались из-под палки привить ценности любви к ближнему. И эксперимент они провели не только на себе, а вовлекли в него полмира. Сейчас, с поправкой на общий уровень технологии, состояние России ненамного лучше, чем в начале 19-го века. А ведь прошло сто лет - целый век.
Сегодня мы продолжаем "эстафету ошибок". Если бы мы не кормили Африку, там не было бы постоянного голода. Мы обязали бы их развивать промышленность и не вырастили бы там поколение, не умеющее и не желающее ничего делать. Мы не вынудили бы эти страны воевать между собой и не пришли бы к коррупции, которая существует в ООН при распределении гуманитарной помощи.
То же самое происходит с нашим отношением к природе, с желанием причинить ей поменьше вреда. Мы развиваем "зеленую промышленность", но, в конечном счете, это стоит нам гораздо дороже - мы тратим на нее гораздо больше энергии и природных богатств. И лишь на первый взгляд кажется, что это лучше и охраняет природу. Все это обернется очередным провалом, как и все прочие инициативы, которые строились на неверной основе.
Все кризисы, нерешаемые проблемы – это намеки, которые Природа не устает нам посылать, давая нам понять, что мир совершенен, а исправить мы должны зло в себе, начав с нашего невежества в отношении законов природы, действующих на уровне связей между людьми.