Двухминутный любительский видеоклип, помещенный в интернете, поразил примитивностью и дикостью.
В полумраке едва различимое лицо. Полушепот:
– Я еврей и наркоман.
В ответ за кадром раздается негромкий, но требовательный голос:
– Ты признался! На колени! Проси прощения у русского народа за то, что ты еврей и наркоман…
Ругательства в адрес жертвы внезапно прерываются вмешательством случайного прохожего. После короткой перебранки прохожий оказывается на земле, осыпаемый градом пинков. Видеофантасмагория заканчивается под очередные требования к жертве покаяться перед русским народом…
Где и когда это происходит? В Германии в 1933 году? В Америке в 80-х годах прошлого века? Может быть, где-нибудь в России? Нет, это Израиль 2007 года! Читать дальше...
"Открою тебе тайну, – прошептала Белая Королева, – я умею читать слова из одной буквы! Но ты не отчаивайся! Со временем и ты этому научишься!"
Льюис Кэрролл, "Алиса в Зазеркалье"
Мы часто гордимся тем, что называемся народом Книги. И так же часто забываем, что народом мы стали именно благодаря Книге. До ее обретения мы были народом условно, так как невозможно стать народом Книги без Книги, и наоборот, Книга не может существовать без своего рода носителя – единого народа. Ведь эта Книга – не о мудрости нашего мира и даже не о мудрости мира Высшего. Она – о формировании человека в подобие Творцу. Именно поэтому без нее нельзя стать Народом Книги – народом, подобным Творцу. Читать дальше...
«Исправить мир означает -
исправить систему воспитания»
Януш Корчак
В день, когда мы брали интервью у ученого-каббалиста, рава Михаэля Лайтмана, председатель Высшего суда справедливости Дорит Бейниш сказала, что «страна находится на грани разрушения системы ценностей». Помолчав, она добавила: «Сегодня нужно быть большим оптимистом, чтобы верить, будто мы можем укрепить и улучшить израильское общество».
Поэтому первое, о чем мы спросили рава Лайтмана: оптимист ли он? «Конечно, оптимист, – последовал уверенный ответ, – ведь сегодня мы живем в особый период. Период, когда мы можем помочь молодому поколению раскрыть для себя совершенно новый мир, иное измерение». Читать дальше...
Многие из нас любят читать книги. Несмотря на наличие интернета, спутникового телевидения и других достижений прогресса, книга до сих пор остается незаменимым средством улучшения настроения и досуга. Позволяя хоть на время забыть о повседневных делах, она уносит нас в неведомые миры, населенные удивительными существами. Вместе с ее главным героем мы любим очаровательных красавиц, отвечающих нам взаимностью. Отправляемся в невероятные приключения и, избежав смертельной опасности, возвращаемся домой с сундуком, полным золота. Благодаря книге мы проживаем бесконечное количество жизней ее героев. Читать дальше...
«Зоар», важнейшая каббалистическая книга, была скрыта сразу после написания и сотни лет хранилась за семью печатями. Когда настало время, ее заново открыл для нас Бааль Сулам.
Место: Иудея.
Время: II век новой эры.
Замысел книги «Зоар» родился чуть менее двух тысячелетий назад в небольшой пещере неподалеку от поселения Пкиин в Западной Галилее. Там рабби Шимон Бар Йохай вместе с сыном рабби Эльазаром скрывались от преследования римлян. Ежедневно в течение тринадцати лет изучая науку каббала, они готовили себя к написанию книги, которой предстояло изменить судьбы человечества. Тайны Высшего мира раскрылись перед ними только благодаря пламенному желанию, переполнявшему их сердца. Постепенно формировался замысел книги «Зоар» – «книги сияния». Отца и сына пронизывала единая мысль: миру должна раскрыться тайна творения! Читать дальше...
Среди народов не найдешь ты покоя
(Тора, Дварим, 28:65)
И не бывать задуманному вами: «Будем, как другие народы»
(Пророки, Йехезкель, 20:32)
Где-то в конце 80-х годов теперь уже прошлого столетия один мой хороший товарищ неожиданно для меня, а может быть и для самого себя, вдруг заявил, что я должен уезжать в Израиль. Он просто ошарашил меня этим заявлением. Дело в том, что это было сказано без злобы, совершенно буднично и без всякого предисловия. Сказал и все. Я начал совершенно автоматически с ним спорить, доказывая, что все мои предки родились в России, что отец и мать воевали в Отечественную и т.д. Я действительно не понимал, почему я должен куда-то ехать. Но он, точно робот, без всяких доводов продолжал настаивать на том, что мое место в Израиле… Читать дальше...
Свободу каждый из нас понимает по-своему. Для одного свобода — это возможность беспрепятственно съездить в Америку. Для другого — говорить то, что думаешь, не опасаясь, что посадят. А третий уверен, что свобода — это шашлык на лужайке в центре города в День независимости — попробуйте-ка поставить мангал на Красной площади!
Все эти свободы наполняют нас чувством законной гордости за свою страну. Ведь это она позволяет нам чувствовать себя свободными, несмотря на недружелюбное окружение, в котором мы находимся вот уже 59 лет. Но как же мы отвечаем своей стране на эту заботу? Связываем ли наши собственные свободы со свободой и независимостью всей страны? И если да, то почему так упорно держимся за культуру и привычки, приобретенные в странах рассеяния? Читать дальше...
А у нас вообще нет примера в истории, когда Творец отвечал на молитвы людей. Посмотрите всю историю человечества. Это история страданий, это история бегства от страданий.
«Я столько в жизни интервью провел, - не знаю, может быть, пять-шесть тысяч! Я почти тридцать пять лет в журналистике, но то, что я сегодня услышал – это другое, это другой взгляд, другие корни, другое восприятие того, что нас окружает. И это было для меня очень важно», – сказал известный российский журналист, популярный телеведущий Владимир Молчанов корреспонденту газеты «Каббала сегодня» после беседы с ученым-каббалистом, равом Михаэлем Лайтманом. Читать дальше...
Три раза мы уходили в изгнание, и каждый раз появлялся каббалист, который учил народ Израиля тому, что такое любовь и единство. Мы пережили три изгнания и вот сегодня заканчиваем четвертое. Заканчиваем ли?
Представьте себе, что вы каббалист и у вас есть возможность войти в некую комнату, из которой производится управление миром. Что вы видите оттуда? Вы видите фильм, называемый жизнью человечества.
Для вас, как на кинопленке, разворачивается вся история мира от начала и до конца. Вам дается возможность вырваться из маленького фрагмента, кадрика, называемого нашей жизнью, здесь и сейчас, и увидеть все... даже счастливый конец этой картины.
Итак, мы каббалисты, мы входим в эту комнату управления и отправляемся в увлекательное путешествие во времени, которое начнем с Вавилона.
Вавилон
Древний Вавилон, третье тысячелетие до нашей эры. Все люди живут в гармонии, как одна большая семья, и говорят на одном языке — языке единства и любви (как трудно это сегодня нам представить!). Внезапно, без всякого предупреждения, происходят события, которые переворачивают жизнь вавилонян. Читать дальше...
Главные события в жизни всегда происходят неожиданно. Живет человек, занимается «великими делами» и вдруг начинает ощущать, что ему не хватает настоящего наполнения. Вроде бы все есть, но все — не то. Тогда-то и начинает он задаваться вопросом: а кто же все-таки с ним это проделывает? Кто и куда направляет его жизнь? Так впервые в человеке проявляется желание к духовному, желание обрести связь с Творцом, называемое в каббале «Моше» (от слова «лимшот» — вытягивать). О том, как и для чего оно появляется в человеке, рассказывает нам Тора. Читать дальше...
Пасхальная агада описывает все ступени и изменения, которые мы должны раскрыть в себе и пройти в определенной последовательности. Вот почему Агада не потеряла своей актуальности и сегодня. На примере случившегося когда-то исхода из Египта мы можем научиться тому, как произойдет освобождение в наши дни из нашего сегодняшнего, последнего изгнания.
Давайте остановимся на некоторых понятиях, встречающихся в Агаде, и попробуем объяснить, в чем заключается их внутренний смысл. Читать дальше...
Отрывок из одноименной статьи Бааль Сулама, опубликованной в газете «Народ».
Стыдно признаться, но за время изгнания нами утрачено важнейшее качество — народное самосознание, иными словами, то естественное ощущение, которое сплачивает любой народ и обеспечивает его существование. Связующие узы любви, столь естественные и примитивные у всех народов, атрофировались и покинули наши сердца, мелькнули и ушли, и нет их. Читать дальше...
Мы никогда не сможем «быть как все», несмотря на то, что так страстно этого желаем. Никто, нигде и никогда не примет нас как равных. Мир заставит нас приступить к исполнению своей миссии, ведь первыми постигнув Творца, мы откроем путь в духовное всему человечеству.
Сидя у открытого окна, бородатый мужчина смотрел на вечерний Тегеран и курил, глубоко затягиваясь сигаретой. «Необходимо их уничтожить», — думал он про себя. Уже ребенком он чувствовал, что в нем есть что-то особенное, как будто он пришел в этот мир с особой миссией. Читать дальше...
Пурим всегда ассоциируется с весельем. Улицы заполняются королевами и феями, чертями и принцами. Говорят, однажды видели даже тель-авивского мэра, гарцующего на белом коне. Карнавальное настроение у всех, от мала до велика. Забывая о проблемах, в этот день мы все немножечко становимся детьми.
И все же не пуримский маскарад является причиной всенародного веселья. Радость, ощущаемая нами в этот особенный день, является лишь отголоском того безбрежного счастья, которое наполняет нас на вершине духовного развития. В каббале это состояние называется Окончательным исправлением, и описывается оно в «Мегилат Эстер» (Свитке Эстер). Те, кто его читали, могут не согласиться и заявить, что никакого упоминания об Окончательном исправлении в нем нет. И все же не стоит торопиться с выводами. Читать дальше...
Вопросы о жизни и смерти никогда не оставляли человечество в покое. Сколько сил и времени было потрачено на поиск эликсира бессмертия. Средневековые алхимики искали философский камень, способный подарить вечную молодость. Современные ученые с той же целью ищут гены, отвечающие за продолжительность жизни. Религия веками использует идею бессмертия, обещая вечную жизнь в загробном мире. Паразитируя на страхе человека перед смертью, всевозможные маги и колдуны рисуют нам картины потустороннего мира, заставляя поверить в его существование и собственное могущество. Читать дальше...
Целенаправленность управления Творца проявляется на всех уровнях окружающей нас природы. Взяв любое, даже самое малое создание, принадлежащее к одному из четырех уровней: неживой, растительный, животный, человек, — мы увидим, что как отдельная особь, так и весь ее вид в целом, управляются целенаправленно. Они медленно и постепенно развиваются по принципу причины и следствия, словно плод на дереве, который, согласно конечной цели своего развития, становится в итоге сладким и приятным на вкус. Читать дальше...
Вот и отшумели зимние дожди. Оживив пересохшие за лето реки, они наполнили землю силой плодородия. Воспрянули духом сады и виноградники. Деревья ожили почками на ветках, и даже в скалистых горах ощущается пробуждение к жизни. Умывшись, природа приготовилась к празднику Ту би Шват. Когда этот праздник начали отмечать впервые, никто точно не знает, но заслуга в его повсеместном распространении принадлежит каббалистам Цфата. Следуя за своим великим учителем АРИ, именно они стали устраивать в этот день торжественные трапезы. Читать дальше...